Вопросы к зачету по химии для 7-го класса
- Предмет и задачи химии, место химии среди естественных наук, ее значение для развития биологии, физики, наук о Земле. Формирование научных представлений. Гипотеза, теория, модель.
- Понятие о физических и химических процессах, веществе, его свойствах, химическом элементе. Вещество и смесь. Дискретность вещества, концепция атомизма, работы Дальтона и Ломоносова, основные положения атомно-молекулярного учения. Молекула, атом, ион. Температура как мера теплового движения молекул. Структурный элемент.
- Необходимость изучения строения атома, представление о современной модели атома. Химическая реакция как процесс образования новых структурных элементов, который сопровождается разрушением связей между атомами и образованием новых связей. Понятие об уравнении химической реакции. Основные предпосылки создания современной модели строения атома: открытие и изучение электрона, открытие А. Беккерелем явления естественной радиоактивности, открытие Марией Складовской-Кюри и Пьером Кюри новых элементов — полония и радия. Первоначальные модели атома — «пудинг» Томпсона, ядерная модель Резерфорда, планетарная модель Бора.
- Элементарные частицы — протон, нейтрон, (нуклоны). Изотоп, радионуклид, массовое число, атомная масса. Радиоактивный распад. Уравнения радиоактивного распада. Цепная реакция деления, принцип действия ядерного реактора.
- Представление о современной квантово-механической модели. Корпускулярно-волновая двойственность электрона. Электронная плотность, атомная орбиталь, формы орбиталей и их взаимная ориентация в пространстве. Строение первых четырех электронных уровней. Принцип Паули. Правило Хунда, электронная конфигурация. Связь между положением элемента в периодической системе и химическими свойствами. Электронная конфигурация элементов
I — IV периодов.