Экзаменационные вопросы по химии для поступающих в 9 химико-биологический класс
- Атомно-молекулярное учение. Атом, ион, молекула, структурный элемент.
- Химические формулы. Структурные формулы.
- Строение атома. Модель Томпсона. Опыт Резерфорда, модель Резерфорда. Постулаты Бора, модель Бора.
- Квантово-механическая модель. Квантовые числа. Энергетический уровень, подуровень, орбиталь. Строение 1,2,3,4 уровней (с применением квантовых чисел). Электронная конфигурация. Принцип Паули, правило Хунда, правила Клечковского.
- Периодический закон Д.И.Менделеева. Структура периодической системы элементов (группа, подгруппа, период). Обоснование периодического закона на основе электронной конфигурации. Зависимость свойств элемента от положения в периодической системе.
- Химическая связь. Ковалентная связь. Механизмы образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Примеры соединений. Ковалентная полярная и неполярная связь. Электроотрицательность. Характеристики связи: энергия связи, длина связи, дипольный момент. Функция Морзе. Направленность связи, понятие о валентных углах. Насыщаемость, понятие о ковалентности, связь между ковалентностью и электронной конфигурацией, координационное число. sp3, sp2, sp — гибридизация. Сигма- и пи-связи. Одинарная, двойная, тройная связь (на примере углерод — углеродных связей).
- Межмолекулярное взаимодействие (силы Ван-дер-Ваальса), ориентационное, дисперсионное, индукционное. Водородная связь, примеры.
- Ионная связь, металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, ионная, молекулярная).
- Закон постоянства состава. Дальтониды, бертоллиды. Закон сохранения массы. Уравнения реакции. Стехиометрия.
- Моль. Молярная масса. Уравнение состояния идеального газа. Закон Авогадро. Молярный объем. Следствия из закона Авогадро (СМ пропорционально давлению, n пропорционально объему.) Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, оснований, солей в водных растворах. Сильные и слабые электролиты, степень диссоциации.
- Реакции между растворами электролитов. Ионные уравнения реакций.
- Растворы. Растворение. Тепловые эффекты при растворении. Насыщенный раствор как равновесная система. Растворимость, зависимость растворимости от природы вещества, давления, температуры. Пересыщенный раствор. Численное выражение концентрации растворов.
- Кислоты как электролиты. Общие свойства кислот. Способы получения кислот.
- Основания как электролиты. Щелочи. Общие свойства оснований. Способы получения оснований.
- Основные оксиды. Общие свойства. Способы получения.
- Кислотные оксиды. Общие свойства. Способы получения.
- Амфотерные оксиды. Общие свойства. Способы получения. Понятие о комплексных соединениях.
- Соли. Общие свойства, способы получения. Кислые, основные, средние соли.
- Кислород. Общая характеристика элемента. Аллотропия. Химические и физические свойства простого вещества. Основные соединения.
- Сравнительная характеристика оксидов и гидроксидов элементов III периода.
- Водород. Общая характеристика элемента. Получение. Химические и физические свойства простого вещества.
- Сравнительная характеристика водородных соединений элементов различных групп.
- Вода как растворитель. Физические свойства воды. Водородная связь. Химические свойства воды.
- Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения.
- Классификация химических реакций: разложение, замещение, соединение, обмен, окислительно-восстановительные реакции, экзо- и эндотермические реакции.
Задачи для вступительного экзамена по химии
- Практическая задача: Испытать раствор карбоната натрия индикатором и объяснить результатом испытаний.
- Практическая задача: Испытать раствор хлорида цинка индикатором и объяснить результатом испытаний.
- В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO4*7H2O, массой 3,5 г. Определить массовую долю сульфата железа (II).
- Какую массу 40% раствора карбоната калия надо добавить к воде массой 500 г для получения раствора K2CO3 с массовой долей 15%
- Массовая доля хлорида меди (II) в насыщенном при tº=20ºС растворе этой соли равна 42,7%. Определить коэффициент растворимости хлорида меди (II) при данной температуре.
- Какая масса раствора с массовой долей гидроксида натрия 4% потребуется для полной нейтрализации соляной кислоты массой 30 г и массовой долей 5%.
- Для реакции с раствором азотной кислоты массой 25 г, массовая доля растворенного вещества в котором составляет 6,3%, потребовался раствор гидроксида калия массой 40 г. Определите массовую долю щелочи в растворе.
- Элемент образует высший оксид ЭО3. С водородом этот же элемент образует летучее водородное соединение, массовая доля водорода в котором 5,88%. Определите элемент. Ответ обоснуйте расчетами.
- Один из элементов, предсказанных Д.И.Менделеевым, образует оксид, в котором массовая доля элемента составляет 0,305. Элемент проявляет в этом оксиде степень окисления +4. Определите относительную атомную массу этого элемента и назовите его.
- Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, с помощью которых можно осуществить превращения:
FeCl2 -> Fe(OH)2 -> FeSO4 -> Fe -> FeCl2 - Практическая задача: Даны соли: Na2SO4; Na2CO3; NaCl. Как их различить? Провести необходимые реакции, записать уравнения в молекулярном и ионном виде.
- Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, с помощью которых можно осуществить превращения:
CuO -> CuSO4 -> Cu(NO3)2 -> Cu(OH)2 -> CuO - В 100 мл воды растворили 25 г медного купороса CuSO4.5H2O. Рассчитать массовую долю и молярную концентрацию сульфата меди в полученном растворе, если плотность раствора — 1,1 г/мл.
- Определить массовую долю соляной кислоты, если раствор массой 73 г количественно взаимодействует с 20 г карбоната кальция. Рассчитать объем выделяющегося газа (н.у.)